Hamelion

Оперативные новости, плюрализм мнений

Культура

Горелки, санки и свистульки. Как развлекались в старину

МОСКВА, 12 окт — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Коньки и санки, фейерверки и хороводы, а еще свистульки и игры-"ходилки" — в России знали толк в забавах. Всему, что связано с весельем, посвящена открывшаяся в Историческом музее выставка "Час потехи". О том, почему катание с горки на санках заменяло общение на сайте знакомств, каким должен был быть настоящий фейерверк и из-за чего президент попал в современный раек, — в материале РИА Новости.

Шутка — огонь

"Четыреста лет назад скоморохи перед Рождеством бегали по улицам с факелами и потешались тем, что поджигали бороды у прохожих. А если кто-то этого не хотел, должен был откупиться, — рассказывает куратор выставки Наталия Каргополова. — При этом сами шуты свои бороды мазали медом — так они не загорались".
Как поясняет Наталия, это продолжалось вплоть до Петра Первого, который, конечно, тоже не был большим любителем бород, но продвигал другую забаву — фейерверки. Кстати, опытные "повелители огня" тех времен считали, что в правильном шоу не может быть ни одного повторяющегося элемента.
"Именно с Петра государство берет развлечения под надзор", — продолжает эксперт.

Не зря именно Петр высказал мысль, с которой потом согласилась и Екатерина Великая, — что народ, который поет и танцует, зла не помнит.

В музее на потолке в темном зале с фейерверками — непрерывные разноцветные залпы, которые удобно разглядывать, лежа на огромном круглом диване. Это для тех, кто устанет петь и танцевать.

Зима ближе некуда

© Предоставлено пресс-службой ГИМ

Катание с ледяных гор на Неве в Масленицу. 1803. Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Бенжамен Патерсен

Катание с ледяных гор на реке Неве во время масленицы. 1803. Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Бенжамен Патерсен

1 из 3

Катание с ледяных гор на Неве в Масленицу. 1803. Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Бенжамен Патерсен

© РИА Новости / Евгений ОдиноковСанки, начало XX века

Санки, начало XX века

2 из 3
Санки, начало XX века
© РИА Новости / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанк

Девушка на выставке "Час потехи" в Государственном историческом музее в Москве

Девушка на выставке Час потехи в Государственном историческом музее в Москве

3 из 3

Девушка на выставке "Час потехи" в Государственном историческом музее в Москве

1 из 3

Катание с ледяных гор на Неве в Масленицу. 1803. Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Бенжамен Патерсен

2 из 3
Санки, начало XX века
3 из 3

Девушка на выставке "Час потехи" в Государственном историческом музее в Москве

"Больше всего любили кататься на горках, обычно парами, — говорит Наталия. — Девушки выстраивались в очередь в ожидании приглашения, молодые люди поднимались на вершину горы и скатывались на маленьких санях. Как правило, катания заканчивались поцелуем".
Действительно, санки в витрине больше похожи на детские. Чтобы скатиться на них двум взрослым, точно пришлось бы крепко обняться.
Этот аналог сайта знакомств требовал немалых усилий. Где-то заливали естественные склоны, но часто приходилось строить горки высотой до 30 метров. Ставили аттракцион сразу на всю зиму, для скрепления при заливке льда использовали коровий навоз.
Любили кататься и аристократы, но не на санках, а на санях: например таких, как у Екатерины Великой (у нее были маскарадные — украшенные скульптурами амуров и богини мудрости Минервы, с которой императрица себя ассоциировала).

Загадочные кожаные шары

© РИА Новости / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкИгра-"ходилка", XVIII век

Игра-ходилка, XVIII век

1 из 5
Игра-"ходилка", XVIII век
© РИА Новости / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанк

Игрушки, середина XIX — начало XX века

Игрушки, середина XIX - начало XX века

2 из 5

Игрушки, середина XIX — начало XX века

© РИА Новости / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанк

Набор матрешек "Боярыня", 1903-1910 годы

Набор матрешек Боярыня, 1903-1910 гг

3 из 5

Набор матрешек "Боярыня", 1903-1910 годы

© РИА Новости / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанк

Скульптуры стоящей девушки в праздничном городском костюме конца XVIII — начала XIX века

Скульптуры стоящей девушки в праздничном городском костюме конца XVIII – начала XIX веков

4 из 5

Скульптуры стоящей девушки в праздничном городском костюме конца XVIII — начала XIX века

© РИА Новости / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанк

Кукла Петрушка, 1930 год

Кукла Петрушка, 1930 год

5 из 5

Кукла Петрушка, 1930 год

1 из 5
Игра-"ходилка", XVIII век
2 из 5

Игрушки, середина XIX — начало XX века

3 из 5

Набор матрешек "Боярыня", 1903-1910 годы

4 из 5

Скульптуры стоящей девушки в праздничном городском костюме конца XVIII — начала XIX века

5 из 5

Кукла Петрушка, 1930 год

Как играть всеми игрушками, представленными на выставке, — "ходилками", свистульками, в том числе той, которая в виде императора Николая II с птицей подмышкой, а также миниатюрными блюдами пасхального стола, — известно. Даже понятно, почему у 200-летнего деревянного велосипеда нет педалей (приходилось отталкиваться ногами). Но в археологическом отделе выставки есть и загадка: кожаные новгородские мячики XII-XIII веков.
"Мы уверены, что это не ритуальные предметы, они были для забав, — отмечает Каргополова. — Я однажды видела, как молодые люди перебрасывались очень похожими мячами, — не исключено, что и с нашими играли так же".

Как играть в горелки

"Вокруг так много всего интересного про игры, что начинаешь перебирать в голове какие-то свои детские забавы, те же горелки. Жаль, правила забылись", — признается один из первых посетителей выставки.
Приходите в музей, вас научат! Для начала в горелках определяют вожака. Он становится впереди всех, при этом ему запрещается оглядываться. Остальные выстраиваются друг за другом позади парами. Игра начинается с того, что все поют: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло..."
В это время вожак обязан посмотреть на небо, а последняя пара расходится: один — налево, второй — направо. Поравнявшись с ведущим, участники бегут вперед, стараясь схватиться руками. Он же должен им помешать любой ценой. Если вожаку удастся коснуться кого-нибудь, он образует с пойманным новую пару. Песенку начинают петь уже новому ведущему. Игра продолжается, пока не надоест.

Тысяча кур и потешные панорамы

© РИА Новости / Евгений ОдиноковАфиши развлечений на выставке "Час потехи" в Государственном историческом музее в Москве

Афиши развлечений на выставке Час потехи в Государственном историческом музее в Москве

1 из 2
Афиши развлечений на выставке "Час потехи" в Государственном историческом музее в Москве
© РИА Новости / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкАфиши- экспонаты выставки "Час потехи"

Афиши- экспонаты выставки Час потехи

2 из 2
Афиши- экспонаты выставки "Час потехи"
1 из 2
Афиши развлечений на выставке "Час потехи" в Государственном историческом музее в Москве
2 из 2
Афиши- экспонаты выставки "Час потехи"
К какому-то моменту выбор развлечений в России и особенно в столице стал настолько огромным, что потребовалась реклама. Фигурами женщины-Зазывалы и ее антагониста мужчины-Вышибалы заманить можно было разве что в трактир. Афиши же приглашали к более утонченному досугу. Те, что представлены на выставке, предлагают смотреть полет на воздушном шаре или фильм "Зеленый паук", поучаствовать в празднике цветов на ипподроме, пойти в цирк Дурова с участием тысячи кур и петухов — и не только.
В продвижении не нуждался раек, или потешная панорама — ящик с передвижными картинками, часто с богатырями и иноземными воинами, показ которых на ярмарке сопровождался различными прибаутками. Его считают прародителем современного телевизора, ведь именно он помогал узнать новости, а порой и сплетни.
На выставке "Час потехи" есть один такой ящик с двумя "передачами": про богатырей для детей и про Путина с Медведевым — для взрослых (современный лубок в исполнении художника Эдуарда Галкина). Очередь выстраивается большая — а те, кто ждет, могут выучить смешные коротенькие стихи, которые когда‐то выкрикивали на площадях и улицах, или детские считалочки (вроде "Вышел месяц из тумана" или "На златом крыльце сидели").

Источник